Модель 7P в маркетинге

Модель 7P — расширенная версия классической 4P, модели комплексной маркетинговой стратегии. Рассказываем, в чем она заключается и в каких сферах особенно полезна.
Модель 7P в маркетинге

Навигация по статье:

Концепция 7P в маркетинге

Классическая маркетинговая модель 4P — Product (Продукт), Price (Цена), Place (Место), Promotion (Продвижение) — появилась еще в середине XX столетия. С ростом значимости сферы услуг возникла необходимость учитывать факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей.

Стала очевидна роль уровня обслуживания, атмосферы, упаковки продукта и даже интерьера торгового зала. По этой причине была создана модель 7P — засчет добавления элементов: People (Люди), Process (Процесс) и Physical Evidence (Физические доказательства). 

Элементы модели 7P

Product (Продукт)

Товары или услуги, предлагаемые компанией.

Важны их технические характеристики, качество, оформление, бренд, уникальные особенности и соответствие запросу целевой аудитории. Правильное позиционирование продукта помогает выделиться среди конкурентов и всегда отвечать потребностям ЦА.

Price (Цена)

Стоимость продукта для клиента.

Этот элемент включает особенности ценообразования, различные скидки, акции и условия оплаты. Стоимость должна отражать ценность предложения, быть конкурентоспособной и учитывать восприятие ценности клиентами.

Place (Место)

Каналы сбыта и точки продаж.

Здесь важны логистика, доступность товара, географическое расположение точек продаж и использование онлайн-каналов для расширения охвата. Также необходимо организовать грамотное размещение товаров, чтобы сделать их заметными для покупателей.

Promotion (Продвижение)

Стратегии информирования целевой аудитории и увеличения спроса.

Продвижение предполагает рекламу, пиар-кампании, стимулирование сбыта и цифровой маркетинг. Все это помогает привлечь внимание к продукту и убедить клиента сделать покупку.

People (Люди)

Персонал компании и вся коммуникация с клиентами.

Это один из элементов, которые отличают концепцию 7P от 4P в маркетинге. Профессионализм, дружелюбие, компетентность сотрудников оказывают большое влияние на восприятие компании, ее рейтинг и успех продаж. Например, в сфере гостиничного бизнеса внимательное и вежливое обслуживание персонала формирует лояльность клиентов и рост числа позитивных отзывов, что в свою очередь привлекает новых гостей.

Process (Процесс)

Процедуры и механизмы предоставления услуги или продажи товара.

Включают организацию обслуживания, скорость выполнения заказов, уровень сервиса. Пример анализа процессов в модели 7P — проведение тайных покупок для оценки скорости и качества обслуживания в сети магазинов брендовой одежды, что позволяет выявить проблемы и повысить качество работы персонала.

Physical Evidence (Физические доказательства)

Материальные элементы, которые говорят о качестве услуги или продукта.

В их число входят: интерьер магазина, упаковка, брендированные материалы и другие визуальные компоненты. Они помогают клиенту сформировать представление о бренде, повышают узнаваемость и создают положительный имидж компании. Практический пример — оформление красивого и уютного интерьера кафе, стильная упаковка кофе и стаканчики с логотипом, что выстраивает у клиента ассоциации с высоким качеством продукта и комфортом.

Курсы директора по маркетингу
Международный диплом. Скидка 50%
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
  • Программа 2025 года. Преподают эксперты
  • Онлайн-обучение от 3 месяцев
Курсы директора по маркетингу

Преимущества и ограничения комплекса 7P в маркетинге

Преимущества модели 7P

  • Комплексный подход — модель учитывает все важные аспекты взаимодействия с клиентом и позволяет выстроить максимально эффективную стратегию продвижения бренда (подробнее о том, как маркетинговый анализ помогает выстраивать стратегии, мы рассказали в этой статье).

  • Адаптивность — модель применима в разных областях, но особенно актуальна для сферы услуг.

  • Оптимизация бизнес-процессов — фокус на процессах улучшает внутренние операции, обеспечивая экономию времени и ресурсов.

  • Укрепление рейтинга компании — анализ всех семи элементов позволяет выявить уникальные предложения и преимущества, чтобы выгодно выделиться среди конкурентов.

Ограничения модели 7P

  • Сложность внедрения — анализ и оптимизация всех составляющих комплекса 7P делают маркетинг трудоемким процессом, требующим ощутимых финансовых и человеческих затрат.

  • Необходимость в постоянном мониторинге — для успешного применения модели 7P нужно регулярно отслеживать и анализировать эффективность каждого элемента, что требует дополнительных ресурсов.

  • Фокус на краткосрочных результатах — из-за сосредоточения на немедленных тактических действиях долгосрочное планирование может «проседать».

  • Риск усложнения стратегии — большое количество факторов делает маркетинг более сложным и повышает вероятность стратегически неверных ходов.

Если вы хотите узнать больше о различных моделях маркетинговых стратегий — приглашаем на курс «Директор по маркетингу». Вы сможете улучшить все ключевые бизнес-процессы и получите практические навыки, которые повысят вашу ценность как руководителя и выведут конкурентоспособность бизнеса на новый уровень.

Курсы директора по маркетингу
Международный диплом. Скидка 50%
Подробнее
Курсы директора по маркетингу

Заявка на консультацию
по программам обучения

Курсы директора по маркетингу
Международный диплом. Скидка 50%
  • Программа 2025 года. Преподают эксперты
  • Онлайн-обучение от 3 месяцев
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
Курсы директора по маркетингу