Забудьте это немедленно #2, или Как стереотипы родом из детства мешают нам расти
Один из способов истинного взросления — не простой, но быстрый и эффективный — это прощание с вредными привычками, стереотипами и заблуждениями детства. Мы писали про «мышление школьника», которое мешает нам развиваться в профессии.
Расскажем ещё о 10 заблуждениях, которые вредят личностному росту и не позволяют перейти на новые уровни в карьере.
«Не высовывайся»
Запасные варианты: «Будь мудрее — промолчи», «Инициатива наказуема».
Откуда у стереотипа ноги растут? Родом он из инстинкта самосохранения. Не всегда удаётся отказаться от просмотра телесериала или от многочасового марафона видеоигр ради очередного скучного домашнего задания. А оказавшись на уроке, мы притворяемся невидимками и делаем заинтересованные лица — лишь бы учитель спросил кого-то другого. Привычка не лезть на рожон постепенно заполняет наши школьные будни. И даже выполнив задание, уже не тянем руку. Ну правда, зачем?..
Чем стереотип вредит? Мы привыкаем быть (или казаться) заурядными, всё чаще считаем это удобным. Если не повезёт с выбором вуза или даже профессии, и те не будут «цеплять», вдохновлять, бросать вызов нашему интеллекту и способностям — то «ну зачем» станет ответом на все случаи жизни. Незачем становиться лучшим сотрудником, учиться новому, претендовать на ответственную должность. И так хорошо.
«Будь всегда первым»
Откуда у стереотипа ноги растут? Посыл противоположен варианту «не высовывайся» и присущ людям с ярко выраженным комплексом отличника. А родом комплекс из детства и школы.
Чем стереотип вредит? Когда многое удаётся и получается, сложно мириться с тем, что не всегда решение очевидно, что «первым» можно быть в разных жизненных «измерениях». В результате мы отказываемся развиваться в том, что раньше не пробовали, боимся взяться за что-то новое — из страха провалиться, либо быстро выгораем в любом деле, в котором успешны.
«Лидер — тот, кто впереди»
Откуда у стереотипа ноги растут? В большинстве детсадов и школ детей выстраивают по росту на зарядках, линейках и во время занятий по физкультуре. Получается, что впереди часто оказывается не самый «быстрый / спортивный / достойный», а тот, кому повезло с генетикой. И обойти правило практически невозможно — в течение 13-15 лет.
Чем стереотип вредит? Мы забываем о понятии истинного лидерства, когда человек действительно способен и готов вести за собой людей. Не удивительно, что далеко не каждый начальник стремится научиться стратегическому мышлению, ораторскому мастерству, навыкам и методикам успешных переговоров, операционному менеджменту. Зачем — если он уже начальник? А те из нас, кто делает карьеру самостоятельно и линейно (без связей и протекции), быстро отчаиваются, сдаются на полпути.
«Старший» всегда прав
Откуда у стереотипа ноги растут? Авторитет педагога и воспитателя (а заодно ворчливых бабушек у подъезда, которые делают замечания чересчур шустрым «малолеткам») опирается на эту удобную аксиому. Попробуй не согласиться — и тут же усомнятся в твоём воспитании и морали твоих родителей…
Чем стереотип вредит? Мы боимся высказывать собственное мнение, если оно противоречит мнению руководителей, более опытных коллег, признанных экспертов в отрасли. Заблуждение лишает нас импульса что-то доказывать, опровергать устои и — как это иногда случается — совершать профессиональный прорыв, внедрять инновации, опережать время и тренды.
«Мальчикам — футбол, девочкам — квиллинг»
Откуда у стереотипа ноги растут? Он уходит корнями в Средние века, а то и в Античную эпоху. Кроме того, подкрепляется укоренёнными в людях разного пола склонностями и предпочтениями. Только предпочтения эти вовсе не данность, а скорее, дань статистике.
Чем стереотип вредит? Женщинам сложнее делать карьеру в «мужских» профессиях или прорываться на руководящие должности. Мужчины не спешат в типично «женские» направления и отрасли. Впрочем, последствия глубже: мы ограничиваем свои навыки гендерными границами, принимая на веру, что эмпатия и развитые soft skills присущи одному полу, а узкоспециальные навыки и способность мыслить стратегически — другому.
«Пригодится для общего развития»
Откуда у стереотипа ноги растут? Так нам отвечали учителя в школе, когда им не хватало знания своего предмета, чтобы объяснить, зачем (в каком контексте, в каких ситуациях) очередной обрывок информации пригодится во «взрослой» жизни.
Чем стереотип вредит? Вариантов два. Либо мы привыкаем получать знания бессмысленно и беспощадно бессистемно, наобум — и затем не применять их на практике. Либо разочаровываемся в получении знаний в принципе: с радостью и готовностью перестаём учиться, как только от нас это больше не требуют родители, учителя и преподаватели вузов. При этом в мире всё больший вес приобретает концепция lifelong learning, и устойчивым спросом пользуются специалисты, готовые учиться — непрерывно и целенаправленно.
«Я гуманитарий / технарь»
Откуда у стереотипа ноги растут? Так было принято объяснять неудачи в некоторых предметах (даже если дело было в недостаточном усердии или отсутствии интереса).
Чем стереотип вредит? Повесив на себя ярлык, мы не пробуем силы в том, что может подтолкнуть карьеру. «МВА? Ну нет, я технарь, а не гуманитарий — зачем мне эти ваши “стратегические видения” и прочие премудрости?» При этом современная жизнь вносит поправки: в чистом виде «технических» или «гуманитарных» предметов и профессий давно нет. Даже инженеру приходится выступать на презентациях, а маркетологу — создавать отчёты с большим количеством цифр и формул.
«Это мы не проходили, это нам не задавали»
Запасной вариант: «И так сойдёт».
Откуда у стереотипа ноги растут? В школе ответственность за нашу учёбу (а порой и питание, воспитание, внеклассную жизнь) берут на себя педагоги. Если «не задавали» — не вправе требовать.
Чем стереотип вредит? Когда «пинать» некому — мы склонны плыть по течению. На фоне повседневных задач не занимаемся спортом или самообразованием, потому что никто и никогда не поставит за «прогул» плохую оценку (кроме бдительных супругов, и то не всегда).
«Ты ещё маленький / ты уже слишком большой»
Откуда у стереотипа ноги растут? В детском саду и в школе есть учебная программа, составленная с учётом возрастных особенностей. Ребёнку объективно сложно понимать темы, предназначенные для более старших классов. Так нас приучают мыслить «возрастными» категориями или понятиями «ещё/уже».
Чем стереотип вредит? «Мне ещё рано претендовать на руководящую должность», «Мне уже поздно учиться, ничего не пойму» — звучит знакомо? Повзрослев, мы не замечаем, что достижение любой важной цели зависит только от нашей решимости, упорства и череды правильно сделанных выборов.
«Учись хорошо — и всё будет хорошо»
Откуда у стереотипа ноги растут? Такого мнения всё ещё придерживаются наши родители или педагоги старшего поколения. Веками образованность была залогом и гарантией благополучной, сытой, интересной жизни.
Чем стереотип вредит? Мы делаем ставку на учёбу — и упускаем из виду другие «вводные»: практическую ориентацию, динамичность подачи и продолжительность курса/программы, востребованность выпускников на рынке труда. Хорошо учиться теперь недостаточно для успеха в карьере. Важно как можно скорее применять полученные знания, развивать навыки и превращать любую учебную задачу в возможность решить профессиональную или карьерную проблему.
Автор: Елена Тимофеева