ГлавнаяБаза знаний CBSЧто нужно знать бизнесу об уровнях маркетинговых стратегий

Что нужно знать бизнесу об уровнях маркетинговых стратегий

Ответим на главные вопросы о маркетинговых уровнях
Что нужно знать бизнесу об уровнях маркетинговых стратегий

Что такое уровни стратегии маркетинга? Что нужно знать бизнесу про уровни стратегии, чтобы реализовать общую стратегию роста и развития для конкретной организации или компании?

Ответим на главные вопросы о маркетинговых уровнях:

Что такое маркетинговый уровень?

Уровень стратегии маркетинга — это часть общей стратегии развития бизнеса. Структура общей стратегии не бывает однородной: например, в одну часть стратегического плана могут входить пункты по управлению организацией, а в другую часть — инструменты по поиску конкурентных преимуществ. Соответственно, общая стратегия делится на несколько различных уровней.

Сколько существует маркетинговых уровней?

Классические маркетинговые стратегии делятся на 4 уровня: корпоративный (портфельные стратегии), уровень бизнес-единицы (конкурентный), инструментальный (операционный), функциональный. Современный бизнес редко использует функциональные стратегии маркетинга в связи с тем, что функциональный уровень ориентирован на усредненные показатели и не учитывает различия в потребностях потенциальных клиентов. Функциональный уровень предполагает создание продукта, который удовлетворил бы всех потребителей, что в современном мире практически неосуществимо.

При разработке общей стратегии развития бизнеса важно учитывать особенности каждого маркетингового уровня — это позволит компании сформулировать четкие планы и применить маркетинговые инструменты, обеспечивающие стабильное развитие бизнеса.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Корпоративная маркетинговая стратегия

На корпоративном уровне портфельные стратегии, применяемые в маркетинге, ориентированы на долгосрочное развитие компании и достижение основных целей бизнеса. Главные цели разработки корпоративного уровня стратегии:

  • проанализировать внутренние и внешние факторы, которые могут повлиять на развитие компании;
  • подготовить несколько вариантов стратегического плана на случай, если внутренние или внешние факторы резко изменятся;
  • распределить ресурсы, выбрать отрасли для инвестирования;
  • изменить и расширить ассортимент товаров или услуг.

Для разных целей подходят разные виды корпоративной стратегии: стратегии диверсификации или интеграции.

Цель стратегии диверсификации — выбор новых перспективных направлений для развития бизнеса. Стратегию диверсификации реализуют 3 способами:

  • Покупка готового продукта. Этот способ оправдан, если есть уверенность, что купленный продукт будет иметь успех.
  • Создание нового продукта. Подходит для опытных предприятий, уверенных в успехе нового продукта.
  • Объединение с другими компаниями для усиления позиций каждой компании, равномерного распределения рисков и получения максимальной прибыли.

Цель стратегии интеграции — уменьшение зависимости бизнеса от внешних факторов. Интеграция может быть горизонтальной и вертикальной:

  • Горизонтальная интеграция — объединение бизнеса с компаниями-конкурентами, позволяющее использовать совместные ресурсы для извлечения выгоды: например, для расширения ассортимента, доступа к логистике другой компании, возможности применять технологии конкурента.
  • Вертикальная интеграция — не объединяясь с другими организациями, компания задействует собственные ресурсы на каждом этапе создания продукта. Например, компания может начать самостоятельно обеспечивать себя сырьевой базой, не закупая сырье у сторонних предприятий.

Пример удачной корпоративной стратегии по вертикальной интеграции — компания Amazon. Сначала они работали только как книжный интернет-магазин, постепенно стали продавать и другие товары, в том числе под собственным брендом, и сейчас Amazon пользуются более 300 миллионов клиентов.

Конкурентные стратегии в маркетинге (уровень бизнес-единицы)

Под бизнес-единицей понимаются подразделения компании, а также отдельные товары и услуги, производимые компанией. На уровне бизнес-единицы разрабатывают конкурентные стратегии отдельно для каждой бизнес-единицы, принадлежащей одной компании.

Конкурентные стратегии на уровне бизнес-единиц бывают 4 видов:

  • по укреплению позиций на уже занятом рынке;
  • по выходу на новые рынки;
  • по диверсификации бизнеса;
  • по запуску нового продукта.

Формирование конкурентных стратегий — очень гибкий процесс. Независимо от вида выбранной конкурентной стратегии, от бизнеса потребуется способность принимать быстрые решения по разделению, объединению, дополнению и ликвидации бизнес-единиц, если это потребуется.

Инструментальные стратегии в маркетинге

На инструментальном (операционном) уровне маркетинговая стратегия определяет, какие ресурсы необходимо задействовать для достижения целей. Операционные стратегии ориентированы на следующие цели:

  • Уменьшение затрат. Например, путем снижения себестоимости продукта, изменения продукта под потребности покупателей, повышения узнаваемости бренда.
  • Соблюдение баланса между качеством и ценой.
  • Быстрая реакция на изменяющиеся внешние факторы.
  • Высокая скорость выполнения бизнес-процессов.

Маркетинговые уровни всегда взаимодействуют между собой как части одного стратегического плана. Разные уровни могут напрямую влиять друг на друга (например, сложный функционал интернет-магазина может негативно повлиять на узнаваемость бизнеса), и это важно учитывать при разработке общей маркетинговой стратегии.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Маркетинг?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Маркетинг?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School