Что такое комплекс маркетинга и зачем он нужен? Элементы комплекса маркетинга, его составляющие и инструменты
Как бизнесу завоевать и удержать долю рынка? В первую очередь важно продумать комплекс маркетинга, и с помощью входящих в него маркетинговых инструментов решать задачи компании по завоеванию рынка.
В этой статье вы найдете ответы на главные вопросы о комплексе маркетинга:
- Что такое комплекс маркетинга и для чего он нужен?
- Какие основные комплексы маркетинга существуют?
- Какие инструменты комплекса маркетинга входят в маркетинговые модели?
Что такое комплекс маркетинга: понятие и цели
Комплекс маркетинга не ограничивается только продвижением компании или товара на рынке. В это понятие входит совокупность действий, включая следующие составляющие комплекса маркетинга:
- стратегия по продвижению на рынке;
- повышение ценности выпускаемого продукта;
- отстройка от конкурентов, формирование конкурентных преимуществ;
- работа с персоналом;
- работа над особенностями реализации товаров или услуг.
Основные цели комплекса маркетинга:
- Повысить продажи. Внедряя определенные маркетинговые инструменты, компания сможет найти новые каналы сбыта, сформировать комфортные условия для потребителей, и решить другие задачи, благодаря которым повысится узнаваемость компании и укрепятся ее позиции на рынке.
- Увеличить конкурентоспособность, найдя сильные конкурентные преимущества.
- Быстро реагировать на непостоянные условия рынка, при необходимости меняя подход к какой-либо составляющей общего комплекса.
- Создать положительный имидж бизнеса. Для этой цели бизнес может проводить рекламные кампании, использовать инструменты событийного маркетинга (организовывать и посещать мероприятия), социальные доказательства.
Основные комплексы маркетинга: базовые стратегии
Выбор маркетинговых элементов для внедрения в общую концепцию зависит от целей компании. Например, если бизнесу важно решить проблемы с кадрами, лучше ориентироваться на комплекс внутреннего маркетинга, а если основная задача компании — повысить узнаваемость бренда, эффективным решением станет комплекс внешнего маркетинга.
К основным современным комплексам маркетинга относятся:
- Комплекс внутреннего маркетинга. Нужен для повышения мотивации персонала. Для этих целей бизнес может увеличить заработную плату сотрудников, обеспечить возможности карьерного роста, проводить внутренние мероприятия и пр.
- Комплекс внешнего маркетинга. Направлен на взаимодействие бизнеса с потенциальными клиентами. В стратегию внешнего маркетинг-комплекса входят различные способы продвижения, работа над имиджем компании, установление цен и пр.
Модели и инструменты комплекса маркетинга
Классическая модель комплексного маркетинга 4P подходит для разных бизнес-ниш. В эту модель входят 4 базовых инструмента, необходимых для продвижения продукта на рынке:
- Product – продукт. Повышение ценности продукта для потребителя путем работы со следующими параметрами: удовлетворение потребностей клиентов, эмоциональные ассоциации с продуктом, ассортимент, постпродажное обслуживание.
- Price — ценообразование. Цены на продукцию устанавливаются с учетом следующих факторов: средняя рыночная цена, цены конкурентов, спрос на продукцию, планируемая прибыль.
- Place — места продажи. Это формирование цепочки каналов сбыта, которое сделает продукт максимально доступным для целевой аудитории. Предприятия применяют фиксированную модель распространения продукции (например, только через офлайн-магазины) или смешанную (например, через офлайн и интернет-магазины, оптовые предприятия).
- Promotion — продвижение. Сюда входят различные инструменты: реклама, связи с общественностью (упоминания в СМИ, соцсетях, спонсорская деятельность), стимулирование роста продаж (программы лояльности).
Современные рынки требуют внедрения большего количества маркетинговых инструментов, и применения только классической модели 4P может быть недостаточно. Теперь для разработки комплекса маркетинга компании часто следуют другим, расширенным моделям:
- В модель 5P входят те же 4 элемента, что и в классическую модель, плюс еще один элемент — коммуникации с потребителем (people). Потенциальные клиенты могут хотеть особенного отношения, и выиграет та компания, которая даст людям это отношение. Яркий пример — компания Victoria's Secret, мировой бренд женского нижнего белья. Из-за показов продукции только на женщинах с идеальными фигурами компания лишилась многих покупательниц, которые чувствовали себя неуютно на фоне безупречных моделей. Компания стала задействовать в показах женщин с обычными фигурами, и покупательницы вернулись.
- Модель 7P. Те же 4 классических элемента, а также People (коммуникации с потребителем) и еще два элемента — процесс обслуживания (Process) и окружающая обстановка (Physical evidence). Процесс обслуживания — инструменты, делающие обслуживание комфортным для клиента: введение стандартов обслуживания, применение цифровых технологий и пр. Окружающая обстановка — актуальный инструмент для компаний из сферы услуг, которые могут создать такую обстановку, благодаря которой клиенты выберут их среди сотен конкурентов (это может быть, например, необычное расположение отеля, оригинальный дизайн ресторана).
Применяя комплекс маркетинга, бизнес может создать эффективную маркетинговую стратегию, сформировать самое выгодное на рынке предложение и полностью удовлетворить потребности целевой аудитории.