Маркетинг	
		Что такое метод Портера и как его применять?
Метод Портера — инструмент анализа, позволяющий оценить перспективы бизнеса, определить его конкурентные преимущества и уязвимости на рынке. Рассказываем, в чем заключается эта методика и как она применяется на практике.
				
			7 августа 2025		
	
			
		
			Навигация по статье:
 
 
Проанализировав пять сил метода Портера, можно оценить рентабельность бизнеса — это применимо к стартапам и к действующим компаниям. Чем ниже давление внешних факторов, тем выше у компании шансы благополучно развиваться на рынке. Методика позволяет продумать стратегические ходы и вовремя скорректировать курс развития бизнеса (подробнее о том, как строить маркетинговую стратегию на основе аналитических данных, можно узнать из этой статьи).
						
							
																				
						
															
													
					
									
 
Что дает эта методика для стратегического планирования:
 
Анализ по методу Портера:
 
 
Вывод: анализ по методу Портера показал, что для компании, планирующей выйти на рынок бытовой электроники, существует значительный уровень конкуренции. Необходим стратегический подход к дифференциации продукции, построению лояльной клиентской базы и значительные затраты для входа в отрасль.
 
Анализ по методу Портера:
 
 
Вывод: на этом примере анализа Портера видно, что для сети кофеен существует высокая конкуренция и большое влияние покупателей. Это требует стратегического подхода к формированию УТП и планированию продаж.
 
В условиях быстро меняющихся рынков и нестабильной экономической ситуации метод Портера — надежный инструмент, который позволит вам лучше понять сильные и слабые стороны компании и ее перспективы на рынке.
 
Если у вас уже есть опыт стратегического планирования, но вам необходима перезагрузка и более актуальные знания — рекомендуем курс «Директор по маркетингу». Вы получите современные инструменты и практику с реальными кейсами, а международный диплом откроет новые горизонты в вашей карьере.
- 5 сил Портера: концепция метода
 - Этапы анализа по методу Портера
 - Как метод Портера помогает выстраивать стратегии
 - Анализ Портера на примере компаний
 
5 сил Портера: концепция метода
Идея этой аналитической модели обязана своим появлением профессору Гарварда Майклу Портеру. Суть концепции в том, что на рентабельность и перспективы бизнеса влияют пять внешних сил:- Сила поставщиков
 - Сила покупателей
 - Сила действующих конкурентов
 - Угроза появления новых конкурентов
 - Давление товаров-заменителей
 
Проанализировав пять сил метода Портера, можно оценить рентабельность бизнеса — это применимо к стартапам и к действующим компаниям. Чем ниже давление внешних факторов, тем выше у компании шансы благополучно развиваться на рынке. Методика позволяет продумать стратегические ходы и вовремя скорректировать курс развития бизнеса (подробнее о том, как строить маркетинговую стратегию на основе аналитических данных, можно узнать из этой статьи).
Этапы анализа по методу Портера
- Определение отрасли или рынка, которые нужно проанализировать.
 - Анализ силы конкуренции внутри отрасли — выявить количество конкурентов, их стратегии, сильные и слабые стороны.
 - Анализ угрозы появления новых игроков — здесь нужно оценить барьеры входа в отрасль и понять, насколько легко новым конкурентам выйти на рынок.
 - Анализ угрозы товаров-заменителей — необходимо изучить, какие товары или услуги могут заменить ваш продукт.
 - Оценка силы поставщиков — нужно понять, какова их власть на рынке, и насколько ваша компания от нее зависит.
 - Анализ влияния покупателей — изучите их количество и способность влиять на ценообразование и условия покупки, а также насколько легко им переключиться на продукт конкурентов.
 - Интерпретация данных — полученную информацию нужно систематизировать, свести в таблицу или диаграмму и определить, какие силы больше всего влияют на отрасль.
 
													Как метод Портера помогает выстраивать стратегии
Анализ 5 сил Портера — пример того, как структурированный подход к оценке конкурентной среды помогает компаниям выявить факторы, влияющие на принятие бизнес-решений.Что дает эта методика для стратегического планирования:
- Идентификация ключевых сил и угроз для бизнеса.
 - Определение конкурентных преимуществ.
 - Прогнозирование изменений в отрасли и адаптация компании.
 - Снижение рисков и уменьшение числа потенциальных проблем.
 
Анализ Портера на примере компаний
Пример 1: Анализ отрасли розничной торговли электроникой
Задача: оценить конкурентную среду для компании, которая собирается выйти на рынок бытовой электроники.Анализ по методу Портера:
- Сила поставщиков:
 
- Сила покупателей:
 
- Сила действующих конкурентов:
 
- Угроза появления новых конкурентов:
 
- Давление товаров-заменителей:
 
Вывод: анализ по методу Портера показал, что для компании, планирующей выйти на рынок бытовой электроники, существует значительный уровень конкуренции. Необходим стратегический подход к дифференциации продукции, построению лояльной клиентской базы и значительные затраты для входа в отрасль.
Пример 2: Анализ рынка кофеен
Задача: оценить перспективы входа в отрасль и развития для сети кофеен.Анализ по методу Портера:
- Сила поставщиков:
 
- Сила покупателей:
 
- Сила действующих конкурентов:
 
- Угроза появления новых конкурентов:
 
- Давление товаров-заменителей:
 
Вывод: на этом примере анализа Портера видно, что для сети кофеен существует высокая конкуренция и большое влияние покупателей. Это требует стратегического подхода к формированию УТП и планированию продаж.
В условиях быстро меняющихся рынков и нестабильной экономической ситуации метод Портера — надежный инструмент, который позволит вам лучше понять сильные и слабые стороны компании и ее перспективы на рынке.
Если у вас уже есть опыт стратегического планирования, но вам необходима перезагрузка и более актуальные знания — рекомендуем курс «Директор по маркетингу». Вы получите современные инструменты и практику с реальными кейсами, а международный диплом откроет новые горизонты в вашей карьере.
	Поделиться: