ГлавнаяБаза знаний CBSМаркетинговая стратегия компании: цели, задачи, применение на практике

Маркетинговая стратегия компании: цели, задачи, применение на практике

Зачем компаниям разрабатывать маркетинговую стратегию и как применять ее на практике
Маркетинговая стратегия компании: цели, задачи, применение на практике

Зачем компаниям разрабатывать маркетинговую стратегию и как применять ее на практике? Расскажем самое важное о разработке маркетинговой стратегии компании:

Главное о маркетинговой стратегии: понятие, цели и задачи

Маркетинговая стратегия — это план, по которому ведется продвижение компании или отдельного продукта. В этом плане систематизируют ресурсы компании, при необходимости корректируют распределение ресурсов для более эффективного достижения целей. 

Основная цель внедрения маркетинговой стратегии для развития и продвижения компании — это привлечение новых клиентов, удержание текущих клиентов и возврат ушедших.

Другие цели и задачи маркетинговой стратегии:

  • Увеличение доли компании на рынке. Проверяя гипотезы, входящие в стратегию, компания может усилить свое присутствие на рынке, повысив узнаваемость бренда.
  • Отстройка от конкурентов. Правильно подобранные конкурентные стратегии помогут бизнесу выделиться среди аналогичных предложений.
  • Рост прибыли. Достигается благодаря подходу к ценообразованию, внедрению программ лояльности, различной рекламе (в соцсетях, поисковиках, на радио и пр.) и другим пунктам маркетинговой стратегии.
MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Практическое применение маркетинговой стратегии

Разработка маркетинговой стратегии делится на 3 этапа: аналитика, составление плана, контроль результатов.

1. В этап анализа маркетинговой стратегии компании входят:

  • исследование экономической ситуации в регионе;
  • изучение текущего состояния рынка;
  • изучение конкурентов;
  • исследование состояния компании.

2. В этап составления плана входят:

  • определение цели;
  • полная характеристика продукта (привлекательность для покупателя, цена и пр.);
  • собственно разработка плана в зависимости от целей, включая пункты на случай форс-мажора (например, повышения цен у поставщиков, усиления позиций конкурентов).

3. Результаты реализации маркетинговой стратегии регулярно контролируют, по мере необходимости корректируют стратегический план.

Виды маркетинговых стратегий, примеры удачных и неудачных стратегий российских компаний

Каждая компания выбирает вид стратегии в зависимости от поставленных целей и сопутствующих факторов: например, на выбор вида стратегии может влиять ситуация на рынке или готовность бизнеса быстро менять пункты в стратегическом плане. Всего существует 4 основных вида маркетинговых стратегий.

Базовая. Определяет развитие бизнеса в среднесрочной перспективе. Базовую стратегию применяют, когда нужно выйти на новый рынок или прочно закрепить текущие позиции. Обычно в базовый маркетинговый план входят следующие составляющие:

  • отделение продукта от конкурентов;
  • сокращение затрат; 
  • завоевание рынка.

Конкурентная. Акцентируется на особенностях или преимуществах, которые позволят обойти конкурентов. В конкурентную стратегию входят следующие пункты:

  • масштабирование бизнеса; 
  • сохранение позиций на рынке;
  • получение максимально возможной прибыли.

Глобальная. Применяют при выходе на новые рынки, в том числе мировые. В рамках реализации глобальной стратегии создают продукты, соответствующие международным стандартам, развивают партнерство с другими компаниями.

Стратегия роста. Используют для выхода на лидирующие позиции в определенном сегменте рынка, для создания нового продукта, расширения ассортимента уже выпускаемой продукции. В стратегию роста могут входить следующие пункты:

  • повышение лояльности клиентов;
  • расширение территории присутствия бизнеса; 
  • выпуск уникального продукта.

Пример удачной маркетинговой стратегии российской компании: сервис «Кинопоиск» начинал как онлайн-издание о кинематографе, где пользователи могли свободно выкладывать рецензии на просмотренные фильмы. Сделав ставку на удовлетворение потребностей клиентов, проект стал сотрудничать с кинотеатрами, и у посетителей сайта появилась возможность покупать билеты в киноцентр и оплачивать онлайн-просмотр фильмов. Сейчас «Кинопоиск» — самый популярный российский онлайн-кинотеатр с 20 миллионами посетителей в месяц.

Пример неудачной маркетинговой стратегии: большинство россиян даже не вспомнят, что в начале нулевых в магазинах продавались супы быстрого приготовления от Mars. Компания, известная в России как производитель шоколадных батончиков, пыталась захватить российский рынок еды быстрого приготовления, но продукция успеха не имела — сказались и ассоциации с шоколадом, и слишком высокая цена супов по сравнению с другими производителями. В итоге Mars пришлось закрыть производство, потеряв более 10 миллионов долларов.

Не существует такой маркетинговой стратегии, которая была бы эффективна для любого бизнеса. Поэтому компаниям важно отслеживать, как влияют инструменты стратегии на достижение поставленных целей, и вовремя менять приоритеты, если это необходимо.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Маркетинг?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Маркетинг?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School