В чем заключается и как проходит разработка и реализация маркетинговой стратегии для компании?
Нужно ли разрабатывать маркетинговую стратегию по определенному плану? Какие этапы входят в маркетинговую стратегию? Как реализовать разработанную стратегию на практике?
В этом материале расскажем, в чем заключается и как проходит разработка и реализация маркетинговой стратегии:
- План реализации маркетинговой стратегии компании
- Аналитика
- Планирование
- Реализация
- Контроль маркетинговых стратегий
План реализации маркетинговой стратегии компании
План реализации маркетинговой стратегии — это четкая инструкция, в которой указаны конкретные детали: сроки выполнения пунктов плана, определенные действия, ожидаемые результаты от реализации стратегии. Если конкретика в плане отсутствует, это может навредить бизнесу: ход действий разных сотрудников начнет меняться на ходу, что неизбежно приведет к серьезным проблемам.
Чтобы реализация плана была четкой, маркетинговая стратегия разрабатывается в 4 этапа:
- анализ;
- планирование;
- реализация;
- контроль и корректировка.
Аналитика
Это первый этап реализации в маркетинговой стратегии. Этап анализа направлен на следующие составляющие: внешние факторы, рынок, состояние компании, конкуренты.
Анализ внешних факторов. Сюда относятся:
- экономическая и политическая ситуация (уровень доходов населения, поддержка бизнеса государством и пр.);
- общемировые и местные тенденции (экологичность, технологичность);
- развитие технологий (появление новых материалов и оборудования, последние исследования и пр.).
- вероятность появления продуктов-заменителей;
- риск выхода на рынок новых сильных конкурентов;
- давление поставщиков (возможное снижение качества услуг, необоснованное повышение цен);
- влияние покупателей (особенности целевой аудитории, ее заинтересованность в продукте);
- угрозы со стороны действующих конкурентов.
Анализ состояния компании. Состояние компании можно проанализировать с помощью SWOT-анализа:
- сильные стороны бизнеса;
- слабые стороны бизнеса;
- возможности для бизнеса;
- угрозы.
Анализ конкурентов. Может проводиться по тому же SWOT-анализу с исследованием сильных и слабых сторон конкурентов, их возможностей и угроз.
Планирование
Планирование также проходит в несколько этапов:
- постановка целей и определение инструментов по достижению этих целей;
- определение ценности продукта, установка цены;
- составление конкретного плана действий, включая план на случай форс-мажора;
- определение показателей, по которым будет оцениваться достижение цели.
Реализация
В этот этап входит выполнение конкретных действий, включенных в маркетинговый план. Порядок действий должен соответствовать плану, но может меняться в зависимости от обстоятельств, например, при появлении сильных конкурентов или увеличении цен на сырье.
В этап реализации могут входить:
- достижение промежуточных целей;
- проверка гипотез;
- переход к плану Б, например, срочная замена поставщиков.
Контроль маркетинговых стратегий
Для развития успешных решений и избавления от неудачных, бизнесу требуется контролировать следующие показатели реализации маркетинговой стратегии:
- изменения в доходе от реализации продукта;
- уровень представленности продукта в точках сбыта;
- эффективность рекламных кампаний;
- изменение количества клиентов;
- узнаваемость продукта;
- изменение доли на рынке.
Если контроль показывает неудовлетворительные результаты, стратегию стоит скорректировать.
Удачный пример реализации маркетинговой стратегии — российский бренд по уходу за волосами Estel. В своей стратегии они сделали ставку на развитие комьюнити в сфере индустрии красоты, и эта ставка сыграла. Сейчас продукция Estel представлена во многих сетевых российских салонах красоты и среди мастеров, работающих индивидуально. Такого результата компания достигла благодаря реализации определенных пунктов маркетинговой стратегии:
- расширение ассортимента, в том числе создание линейки для детей;
- снижение цены за счет полного цикла производства товаров в России;
- привлечение дистрибьюторов по всей стране;
- стиль ведения соцсетей, вовлекающий представителей целевой аудитории;
- проведение мероприятий, например, фестивалей и конкурсов для дистрибьюторов.
Этапы в рамках реализации одной маркетинговой стратегии можно повторять несколько раз, переходя от этапа контроля снова к этапу анализа. Стратегия редко остается актуальной надолго, и после контроля все остальные этапы можно менять и дорабатывать в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов.