
Алексей Владимирович Лебеденко, собственник компании «Аринолекс» в Калининграде, — о развитии успешного предприятия и карьерном росте до директора компании в крупном концерне.
Алексей, вы — собственник предприятия по металлообработке. Наверное, у вас за плечами техническое образование?
Да, я окончил машиностроительный факультет технического университета в родном Калининграде. Не могу утверждать, что меня все детство тянуло к технике, но гуманитарные вузы после школы я не рассматривал. Поступил в Калининградский государственный технический университет, а сразу после учебы попал на судоремонтный завод.
Как складывался ваш карьерный путь на заводе?
На заводе я начинал с должности мастера, организовывал работу своего участка: нужно было следить за своевременным и качественным выполнением плана, минимизацией брака — стандартная работа для любого производства.
На этом заводе я проработал на различных должностях и в разных цехах более 10 лет. В определенный момент собственники предложили мне возглавить отдельное направление, металлообработку, связанную не только с выполнением ВГО, но и с организацией дозагрузки производства рыночными заказами. Мы оценили емкость рынка, наладили контакты с большинством предприятий области, рассчитали свои возможности, OEE (Overall Equipment Effectiveness). Это был очень полезный кейс для меня как руководителя.
Ваша карьера шла в гору, но вы все-таки оставили стабильную работу. Как давно вы попрощались с заводом и сложно ли вам далось это решение?
Я попрощался с заводом в 2016 году. Было немного страшно: я хотел открыть свою компанию, а эта история была для меня совсем новой, а новое, как известно, — это всегда про страх неудачи. Но в то же время она была и влекущей. В итоге мотивация перевесила страхи: я хотел свою компанию, хотел доказать себе и окружающим, что смогу, что у меня все получится. Очень интересно было попробовать себя в новой роли. В найме у каждого определены функционал и ответственность, которая по большей части регулируется только мотивационной частью заработной платы. В бизнесе от собственника зависит все.
Алексей, вы сказали, что было страшно открывать свое дело. Как вы побороли страх?
Думаю, помог здоровый врожденный авантюризм. Я готов рискнуть, если нужно.
Как вы считаете, авантюризм помогает в построении своей компании?
Рисковать можно, если риск рассчитан. Когда ты его анализируешь, расписываешь SWOT, матрицу рисков, — авантюра превращается в оцифрованную задачу, которой можно управлять. Правда, такое отношение к риску пришло с опытом. В тот момент опыта не было, но очень хотелось попробовать, и я рискнул.
Начинать было трудно?
- Мы с моим партнером начинали классически: арендовали небольшое помещение, разместили в нем три станка. Двигались степ-бай-степ: штат за год вырос с двух человек до 12, кратно рос и оборот. Мы перебрались на большие площади, пробовали работать с компаниями из разных сфер, искали свой путь. Сейчас компания стабильна, известна в регионе, приносит прибыль своим учредителям. В какой-то момент я понял, что хочу роста экспертизы, а провинциального опыта руководства недостаточно, и решил ехать в Москву. Хотелось новой экспертизы, нового уровня нетворкинга.
В Москве все сложилось удачно?
Удачно, но не сразу. Мой переезд совпал с пандемией, активность HR тогда была явно ниже. Полноценно работать начал через несколько месяцев. Устроился в концерн «Русэлпром», на один из его заводов во Владимире. У меня было три разных производства с разными задачами, системой планирования, расчетом себестоимости, уникальными технологиями. В подчинении 150 человек. Как директор, занимался общехозяйственной деятельностью, экономикой предприятия, производством, коммерцией, работой, направленной на повышение качества. Три года бесценного опыта — за это я хочу поблагодарить свою команду и руководство концерна.
Сейчас у меня новый этап: опять занялся собственным бизнесом, металлообработкой, на этот раз в Подмосковье. Это очень востребованный сегмент в настоящее время, учитывая рост отечественного производства, увеличивающуюся долю локализации, задачи по импортозамещению.
Алексей, вы сказали, что в Москву поехали, чтобы научиться чему-то новому. Для обучения вы сразу выбрали программу МВА?
Я изучал разные обучающие курсы. Прошел одну небольшую программу, понял, что мне нужна учеба, которая повысит мою операционную эффективность, с упором на практические навыки. Так я пришел к обучению на МВА.
С МВА получилась достаточно спонтанная история. Я увидел рекламу и решил: почему бы не попробовать? Хотя отзывы были двоякими: кто-то считал МВА безусловным для успешного менеджера, кто-то — что вполне можно обойтись и без него. Я прислушался к первым: для эксперта это необходимо, и это поможет мне в карьере.
В City Business School я начал учебу в 2020 году. В срок не закончил, появились приоритеты выше: переезд, новая работа, новое окружение. Ну и прокрастинация, да, если уж быть совсем честным.
Сейчас я продлил программу, прошел обучение до конца, написал диплом (конечно, об инвестиционной привлекательности металлообрабатывающей компании), жду защиту. Планирую в ближайший месяц закончить учебу, и это одна из моих целей на 2024 год.
То, чему вы научились на программе, было полезно для работы в найме или в вашей компании? Какие были инсайты?
Мое обучение скорее не про инсайты, не про внезапные озарения, а про постепенное увеличение объема знаний. Для меня это один из главных плюсов программы — полученные знания применимы на практике. Стираются пробелы, складывается пазл, в голове выстраивается четкая структура твоей работы как руководителя. Есть разделы, где моей экспертизы и опыта недостаточно (например, маркетинг, я же все-таки производственник). Заглядываю периодически в нужный курс за ответами.
Можно смело сказать, что программа МВА сыграла значимую роль в моем успехе.
Алексей, какой совет вы бы дали людям, которые ищут образование для развития своего бизнеса?
Я бы посоветовал сосредоточиться на практической пользе обучения. Выбирайте курсы, которые дадут применимые в вашей работе знания. И не останавливайтесь на достигнутом, постоянно учитесь и развивайтесь. Звучит банально, но абсолютно честно. Сам прохожу этот путь и убеждаюсь, что учиться нужно постоянно, тем более, если вы занимаете руководящую должность или собираетесь открывать свой бизнес.