Севастьянов Антон Александрович, технический директор в «ЭА-Технолоджиз», инженер и руководитель, эксперт в областях управления проектами, архитектурно-строительного проектирования, строительства промышленных объектов, конструирования и производства электрооборудования. Окончил программу MBA General.
Антон, расскажите про свой карьерный путь.
Я работаю, нет, не волшебником, конечно, но техническим директором в производственно-инжиниринговой компании. Впрочем, иногда это практически одно и то же... Сейчас место моей работы — компания «ЭА-Технолоджиз», ранее «Электроавтоматика». Там я прошел длительный путь от начальника проектно-конструкторского отдела, который, впрочем, в самом начале состоял только из одного меня, до технического директора, возглавляющего команду уже из пятидесяти специалистов. Еще ранее — это проектная и научная деятельность на должности инженера и научного сотрудника соответственно.
Какие обязанности вы выполняете на работе, что самое ценное в вашей деятельности для вас?
Для меня важен поиск правильных технических решений. Знаете, где и когда я это понял? Был у меня проект на Дальнем Востоке: проектировали и строили систему электроснабжения для деревообрабатывающего завода. Я сел на самолет и летел на нем десять часов, потом на машине еще сутки: сначала там был асфальт, несколько жилых домов, а потом остались только грунтовка и тайга. На месте назначения, где гостеприимные хозяева организовали то ли ужин, то ли завтрак, в ходе непринужденного общения и появилось понимание, что правильные технические решения — это наше все, поскольку переделывать что-то неправильное здесь, на краю земли, будет больно и дорого.
Я развил эту мысль и вокруг нее организовал профессиональную деятельность и трудовые обязанности в текущей должности. Нужно постоянно следить, чтобы продукт, который мы создаем, был определен в части содержания, чтобы затраты на его создание не выходили за рамки определенного бюджета и, наконец, чтобы его качество не было хуже, чем у конкурентов.
О некоторых конкретных нюансах своей деятельности, о различных кейсах, которые приходится решать, я рассказываю на страницах своего блога: чем должен, а чем не должен заниматься технический директор инжиниринговой компании.
Как вы выбрали свою профессию?
В детстве я хотел стать космонавтом и покорять неизведанные дали, однако с этим не сложилось. Зато я поступил в университет аэрокосмического приборостроения. Правда, по итогу вместо космических кораблей заниматься пришлось земными делами. Мне всегда нравились инженерное дело, научный и системные подходы. И порядок — в мыслях, в делах, в процессах вокруг меня. Сначала я его создавал в своей личной деятельности, потом стал организовывать его в деятельности других.
Как изменилось ваше мышление после прохождения обучения?
Благодаря обучению мне удалось от управленца-любителя перейти в статус эффективного менеджера.
Инженерное образование не способствует развитию управленческих навыков. Не формируются необходимые понятийный аппарат и набор моделей рабочих процессов. Движение по карьерной лестнице происходит за счет развития профессиональных компетенций и экспертизы. В этом помогают системный подход и путь проб и ошибок. Часть ошибок можно избежать, используя проверенные временем решения, а главное — устраняя типовые проблемы, которые, возможно, вы даже не видите. Для меня, например, такой было обратное делегирование. На решение «чужих» проблем я тратил много времени, в ущерб общему результату. И это первое, что я устранил в своей работе после обучения.
Я пересмотрел свой подход к тем процессам, которыми владел. Стал лучше понимать иных участников команды, их реальные цели и потребности, но главное — нашел общий язык с представителями других специальностей, как внутри компании, так и за ее пределами: управленцами, финансистами, экономистами, маркетологами, продажниками. Это сказалось на финансовой результативности меня и компании в целом.
Почему вы решились на обучение MBA?
Давным-давно я возвращался домой из командировки. Соседями по купе у меня были молодой сержант, который сопровождал снайперские винтовки, и умудренный директор торговой сети. На тот момент я только обживал кресло начальника проектно-конструкторского отдела и находился во власти наполеоновских планов, множества заблуждений по части их реализации. Директор завел разговор про то, как правильно ставить задачи подчиненным, с молодым сержантом, приказы которого подчиненными явно не будут выполнены. На тот момент я мог провести параллель неопытного сержанта с собой, как начальником отдела. Надо сказать, что лекция вышла крайне интересная и познавательная. После нее я для себя поставил галочку: необходимо обновить и систематизировать знания, а по возможности даже на программе MBA.
Как выбирали место обучения? Какие критерии были важны для вас?
Моей целью была систематизация знаний. Для нее подбирались измеряемые показатели в качестве критериев.
Дело в том, что мы живем в уникальное время, когда большинство знаний доступно в открытом виде. Можно самостоятельно, словно золотодобытчик, вооружиться терпением и просеивать песок в поисках драгоценных крупиц. Но сколько времени на это уйдет?
На что я лично смотрел:
- Обширность рассматриваемого материала. Сравнивал программы разных заведений. Программа вроде одна, а рассматриваемые вопросы отличаются.
- Качество и полнота материала. Читал отзывы, оценивал доступные в открытом доступе демо-материалы. Сравнивал с альтернативными площадками в рамках чек-листа: «понятно-непонятно», «засыпаю-не засыпаю», «могу потом применить в рамках своей деятельности – не могу» и т. д.
- Удобство обучения: доступность и понятность всех операций, количество потраченного времени на вспомогательные операции.
- Наличие живой обратной связи. Обучаться без понимания того, где ты находишься, без выполнения промежуточных практических работ можно бесконечно. Для меня наличие данного пункта в обучении было важным.
- Конечно, я учитывал стоимость.
Что было самое сложное в процессе обучения?
В обучении всегда самое сложное — это найти на него время. Помню, что записался на программу перед Новым годом, чтобы иметь возможность в зимние каникулы попробовать поработать на платформе в спокойной обстановке, сформировать тактику обучения, окончательно принять решение — устраивает меня или нет, смогу ли я выкраивать для обучения время. Решил, что все устраивает.
Впрочем, дальше мне «повезло». Объявился коронавирус, и время для образования неожиданно появилось.
Что бы вы хотели пожелать тем, кто задумывается об обучении?
Если о чем-то задумываешься раз за разом, значит есть потребность, зреет или даже назрела необходимость. Мне кажется, что в этом случае раздумья неуместны.
Мы живем в интересные времена, когда все стремительно меняется. Чтобы быть востребованным, уже недостаточно освоить какое-то одно направление деятельности и жить в его рамках. Нужны компетенции во множестве областей. Используйте доступное вам время на приобретение новых знаний, поиск новых возможностей, формируйте цели и достигайте их. И тогда будет счастье.