Екатерина Гарехт, руководитель службы обучения и развития персонала ООО «Фианит-Ломбард» и выпускница программы MINI-MBA Professional, рассказала нам о том, как она использовала программу в работе на все 100%!
Екатерина, нам всегда любопытно, с чего начинали свой профессиональный путь наши студенты. Обычно рассказ начинается с вузовских времен…
С 2004 года я работаю как бизнес-тренер. До 2014 года работала в разных компаниях, проводила технологические тренинги по продажам и тренинги по личной эффективности для сотрудников. У меня два высших образования. Сначала, по окончании школы, я закончила Южно-Уральский технологический университет по специальности инженер-технолог. Я не могу сказать, что я была на тот момент уверена в выборе и хотела быть именно инженером. Поэтому это даже не столько мой выбор, сколько выбор родителей и стечение обстоятельств. Мои родители инженеры, а я в школе обожала физику и математику, поэтому логично было поступить в технический вуз. А так как школу я заканчивала в маленьком городке под Челябинском, удобнее всего с разных точек зрения было поступить именно в Челябинск. Так вот и определилось мое будущее.
Сейчас я ничуть об этом решении не жалею, хоть и не стала впоследствии инженером. Я считаю, что первое образование у всех должно быть техническое. Оно приучает мыслить системно и логично, приучает строить схемы, которыми потом гораздо легче управлять осознанно.
Я даже поработала после университета целый год на заводе инженером-конструктором, делала чертежи вручную, добросовестно выполняла свои обязанности, но… потом подумала и поступила заочно в гуманитарный вуз, чтобы стать специалистом по связям с общественностью.
Какое необычное сочетание! А кто Вы, все-таки, больше по призванию? Инженер-конструктор или PR-специалист?
Признание свое я нашла позже, и оно не зависит от вузовского образования. А если выбирать из этих двух профессий, то я больше все-таки инженер. Поэтому мне легко создавать структурированные технологические тренинги, где нужно выстраивать логические цепочки. А коммуникации мне тоже очень помогают в карьере и бизнесе. Поэтому, наверное, я и состоялась как довольно успешный бизнес-тренер.
А как строилась ваша карьера в этой сфере и что привело к желанию получить дополнительное бизнес-образование?
Как я уже сказала, я начала проводить тренинги с 2004 года. В 2008-м начала самостоятельно писать новые обучающие программы под заказчика. Это были программы по обучению персонала компании: стандартные управленческие программы по тайм-менеджменту, целеполаганию, деловым коммуникациям, классическому и инновационному менеджменту, командообразованию. Очевидно, что я должна быть на шаг впереди тех, кого я обучаю, должна помогать людям заниматься любимым делом и управлять большим бизнесом. Для этого мне нужно понимать современные тенденции в сфере бизнеса, отдавать себе отчет, к чему стремятся люди и чего они хотят. Все это может дать бизнес-образование.
Был и еще один немаловажный фактор. Я давно стала задумываться о переводе обучения персонала в более современный, эффективный и экономичный дистанционный формат. Так как в Челябинске e-learning был на тот момент еще не очень распространен, мне было необходимо взять за образец подобную систему обучения. И не какую-то, а самую лучшую. В данной сфере у CBS нет конкурентов, поэтому с учебным заведением я определилась легко. Программу MINI-MBA Professional я выбрала исходя из своих установок и параметров: она подходила мне больше всего на тот период времени с точки зрения распределения финансовых и временных ресурсов. «Начинка» программы тоже была более чем подходящей.
Ну и как? Оправдала программа Ваши ожидания? Не сложно было учиться?
Оправдала. С точки зрения содержания, хоть меня и сложно чем-либо удивить, но я была просто покорена разбором бизнес-кейсов, которые «подкидывают» другие студенты. Такие ситуации, которые на самом деле возникают на практике в жизни, специально просто не придумаешь. Это только ваша фишка, ваша находка, мне это кажется невероятно интересным и продуктивным. Ну и, конечно же, видеоконференции, которые я до сих пор смотрю. А во время обучения еще и вопросы спикерам активно задавала, так все было в новинку!
Сложно ли было? Нет, не сложно, если говорить о совмещении с работой. Я просто занималась учебой вечером. Сложнее было с самодисциплиной, особенно когда уехала в отпуск и прервала на этот период обучение. Потом пришлось вернуться к жесткому графику и наверстывать упущенное. Теперь я понимаю, что лучше делать пусть понемногу, но регулярно, можно даже и в отпуске. Так легче держать себя в руках, да и формат позволяет: ноутбук-то наверняка с собой все равно берете. Главное – мотивацию правильную найти. Я и своим ученикам всегда говорю, что главное – знать, для чего вы выполняете то или иное действие. Если будете четко отдавать себе в этом отчет, то и справитесь со всем.
А что Вас мотивировало больше всего?
Мне было по-настоящему интересно учиться! А еще так совпало, что я находила мотивацию в необходимости решить собственные профессиональные задачи: я уже упоминала, что мы по моей инициативе решили внедрить систему дистанционного обучения для сотрудников. Так вот. Вдохновила меня форма подачи материалов в CBS, я училась сама и параллельно работала над новым значимым профессиональным проектом, который впоследствии и стал моей выпускной работой в бизнес-школе. Проект был представлен руководству одновременно с защитой диплома MBA в City Business School.
То есть проект был оценен по достоинству, и Вы внедрили систему дистанционного обучения сотрудников?
Да, мой вклад был замечен: меня повысили – я стала руководителем службы обучения и развития персонала.
Работа над проектом продолжается и сейчас, а к его практической реализации мы приступили в мае 2015 года. Сначала совместно с руководством были определены цели и задачи новой системы обучения. Целью стало снижение затрат одновременно с повышением уровня знаний. А это означало, что необходима была система, в которой можно было размещать теоретический материал и тесты. Причем размещение тестов было первоочередным, что продиктовано необходимостью готовить сотрудников к аттестации.
Система дистанционного обучения сейчас внедрена, сотрудники уже почти привыкли к тестированиям. Процесс адаптации к новой программе прошел достаточно гладко. Уже с начала 2016 года система будет работать именно как полноценная система дистанционного обучения, то есть она будет содержать не только тесты, но и электронные курсы, упражнения, а уже затем аттестационные тесты, баллы за которые учитываются при различных награждениях или порицаниях.
Это очень выгодно для нашей компании, в которой я сейчас работаю и где внедрялся этот проект: компания федеральная, разброс по регионам велик. Думаю, не нужно объяснять, что часто проводить очные обучения в регионах накладно. А дистанционный формат позволяет проводить обучение в необходимом объеме, в удобное для сотрудников время и контролировать качество знаний путем тестирования.
Екатерина, а Вы поняли преимущества дистанционного формата обучения уже будучи студенткой CBS?
Полностью – да. Передо мной стояла задача оптимизировать и улучшить процесс обучения персонала. Учась в CBS дистанционно, я поняла, как это сделать. Здесь повлияло все вкупе: и форма подачи материала, и его содержание. Я взяла за образец у CBS очень многое: то, как и в какой последовательности размещены материалы в СДО, проанализировала, насколько удобен интерфейс, который мне так нравился, именно для тех задач, которые ставит перед собой предприятие, нужен ли нам подобный продукт или же можно использовать более дешевый…
Еще мне было важно узнать мнение экспертов о том, что мы делаем. Поэтому мне и пришла идея совместить реальный рабочий проект с итоговой выпускной работой в CBS. В работе я представила не только проект по внедрению дистанционного обучения сотрудников, но и спрогнозировала, как это отразится на стоимости обучения, а также на компетенции и загруженности персонала. Аналитика очень помогла нам в дальнейшем.
И благодаря новым знаниям, полученным в бизнес-школе, я со всем этим справилась, хотя, еще раз отмечу, проект совсем не простой.
Екатерина, наши студенты все так или иначе добиваются успеха, но у каждого – своя история и свои «волшебные секреты» успешности. Какие черты Вашего характера и какие правила помогли Вам стать той, кем Вы являетесь – востребованным профессионалом?
Может быть, я вас разочарую, но никаких особых рецептов я не дам. Но скажу, что помогает именно мне, с удовольствием.
Во-первых, я всегда развиваю в себе познавательные функции, стараюсь радоваться жизни и делать что-то новое. Неважно, в каком контексте это будет – да хоть вязание на коклюшках! Мышление нужно развивать, иначе мы в скором времени начинаем действовать по отработанному шаблону, а это далеко не самая лучшая стратегия достижения целей. Если не развиваться, то каким бы профессионалом ты себя ни считал, на этом все и закончится.
Еще я считаю, что мне помогает такая хорошая (или нехорошая?) черта, как упрямство. Если я чего-то хочу, если мне что-то нужно, то я буду этого добиваться любыми путями и не отреагирую никак на все эти «у тебя и так два высших образования» и «отдохнула бы лучше». Я знаю, для чего я затеяла тот или иной проект, и я его завершу.
Важно также выработать систематичное мышление, уметь встраивать каждую цель в вашу общую стратегию развития. Она, кстати, тоже непременно должна присутствовать. Когда вы знаете, что каждая маленькая цель служит вашей глобальной цели, вы получаете дополнительный заряд и дополнительную мотивацию.
А какие у Вас сейчас планы на будущее?
Скажу по секрету, что самая моя «глобальная» задача на сегодня – отправить старшего сына учиться в Чехию! (смеется) Он у меня девятый класс заканчивает, хотим продолжить образование в Европе, а потом и о бизнес-образовании, возможно, думать будем. Ну, это зависит не только от меня, к сожалению.
А если говорить о том, что касается профессиональной сферы, то хочется и дальше расти как профессионал, расти в должности, стать, например, федеральным директором по персоналу. Но и это не обязательно, ведь не так уж и важно, в сущности, как называется должность. Для меня важнее, чтобы меня ценили как профессионала и я была востребованной. Я люблю преподавать, люблю, когда у людей что-то меняется после того, как мы поработали вместе. В этом и заключается функция образования и наставничества – давать знания, а потом наблюдать, каких результатов достигли те, кому ты эти знания передал, как они при твоей поддержке сделали что-то новое, а возможно, и грандиозное. К таким «плодам» своей работы я и стремлюсь.