Конкурентный анализ рынка: как его проводить и чем он полезен бизнесу?
Зачем нужно анализировать работу конкурентов? Какие методы для анализа конкурентов эффективны? Рассказываем, зачем исследовать деятельность конкурирующих организаций и как это сделать, чтобы достичь главной цели — правильно выбрать стратегию развития собственного бизнеса.
Статья ответит на главные вопросы о конкурентном анализе:
- Что такое конкурентный анализ и зачем нужно изучать конкурентов?
- Когда и как часто нужно проводить конкурентный анализ?
- Про этапы конкурентного анализа
- Про методы анализа деятельности конкурентов
Что такое конкурентный анализ и зачем нужно изучать конкурентов?
Конкурентный анализ — это действия, благодаря которым вы сможете понять, что, кому, и с помощью чего продают ваши действующие или потенциальные конкуренты. Конкурентный анализ компании нужен для достижения следующих целей:
- Собрать сведения, которые помогут получить представление о нише в целом.
- Узнать о сильных и слабых сторонах конкурентов.
- На основе полученных данных отстроиться от конкурентов, чтобы не слиться с однотипными предложениями.
- Определить слабые места, характерные для большинства конкурентов. В своем бизнесе вы можете устранить эти слабые места: например, если выяснилось, что у конкурирующих организаций долгая доставка, вы можете предложить клиентам максимально быструю доставку.
Когда и как часто нужно проводить конкурентный анализ?
Конкурентный анализ предприятия проводят в нескольких случаях:
- Перед открытием нового бизнеса. Анализ конкурентов поможет составить общее представление о нише и о перспективах вашего запуска. В первую очередь важно оценить количество конкурентов. Если их почти нет, бизнес вряд ли окажется прибыльным. Слишком большое количество конкурентов означает, что придется приложить много усилий для запуска и быть готовым к неудаче. Хотя есть и позитивные примеры для отраслей с высокой конкуренцией: так, когда в Россию пришел Google, 60% пользователей предпочитали браузер от Internet Explorer, но спустя 10 лет Google выбирали 70% пользователей интернета.
- Чтобы найти идеи для развития бизнеса. Анализ дает возможность увидеть новые, возможно, неочевидные пути развития, изучив, что делают в этом направлении конкуренты. Удачный пример конкурентного анализа для поиска идей — проанализировать запросы клиентов к конкурентам относительно запуска новой продуктовой линейки или доставки в отдаленные районы, и выполнить эти запросы раньше других компаний.
- Для сохранения уже сложившегося положения на рынке. Собрав данные о действиях конкурентов в текущем моменте, можно понять, куда движется отрасль, и что можно предпринять, чтобы обойти конкурирующие организации.
Поверхностный анализ конкурентов обычно проводят один раз в 3 месяца. Более глубоко деятельность конкурирующих предприятий исследуют раз в 6-12 месяцев. Проводить анализ можно самостоятельно или, если требуется максимально глубокое исследование, привлечь специалистов со стороны.
Чек-лист: этапы конкурентного анализа
План проведения конкурентного анализа:
- Определиться с целью исследования. Например: составить представление о нише перед запуском, назначить цену товаров или услуг, найти идеи для развития бизнеса.
- Выбрать конкурентов для исследования. Можно остановиться только на самых ярких конкурентах: с самыми низкими ценами, с максимумом положительных отзывов, со значительной долей на рынке и пр.
- Собрать информацию о конкурентах, выбрав подходящий метод анализа.
- Структурировать информацию по выбранным критериям (цены, аудитория, позиционирование и пр.), проанализировать данные, принять решение о возможных изменениях в бизнесе.
Методы анализа деятельности конкурентов
Метод выбора конкурентного анализа зависит от поставленной цели:
SWOT — для определения ключевых возможностей конкурентов и возможностей собственного бизнеса. Чтобы сохранить объективный подход, анализ по методу SWOT проводят внешние специалисты. В рамках SWOT исследуют 4 главных показателя:
- сильные стороны;
- слабые места;
- возможности;
- угрозы.
Метод Портера — для формирования стратегии долгосрочного развития. В модели конкурентного анализа Портера исследуются 5 параметров бизнеса:
- влияние поставщиков (например, если поставщиков мало, это может затруднить выход на рынок);
- потребности клиентов;
- влияние прямых конкурентов (предлагающих идентичную продукцию);
- риск появления новых конкурентов;
- вероятность появления заменителей (товаров и услуг, которые смогут заменить существующий бизнес).
SPACE-анализ — для оценки текущего положения бизнеса. Проводится по 4 показателям:
- полная оценка финансового положения организации;
- конкурентные преимущества бизнеса;
- оценка потенциала бизнеса;
- стабильность отрасли.
Регулярный анализ конкурентов помогает понимать движения на рынке. Исследуя деятельность конкурентов, можно принимать важные решения для развития бизнеса: например, решение о запуске нового продукта, изменении цен, новых рекламных кампаниях.