Конкурентный анализ рынка: как его проводить и чем он полезен бизнесу?

Рассказываем, зачем и как исследовать деятельность конкурирующих организаций
Конкурентный анализ рынка: как его проводить и чем он полезен бизнесу?

Зачем нужно анализировать работу конкурентов? Какие методы для анализа конкурентов эффективны? Рассказываем, зачем исследовать деятельность конкурирующих организаций и как это сделать, чтобы достичь главной цели — правильно выбрать стратегию развития собственного бизнеса.

Статья ответит на главные вопросы о конкурентном анализе:

Что такое конкурентный анализ и зачем нужно изучать конкурентов?

Конкурентный анализ — это действия, благодаря которым вы сможете понять, что, кому, и с помощью чего продают ваши действующие или потенциальные конкуренты. Конкурентный анализ компании нужен для достижения следующих целей:

  • Собрать сведения, которые помогут получить представление о нише в целом.
  • Узнать о сильных и слабых сторонах конкурентов.
  • На основе полученных данных отстроиться от конкурентов, чтобы не слиться с однотипными предложениями.
  • Определить слабые места, характерные для большинства конкурентов. В своем бизнесе вы можете устранить эти слабые места: например, если выяснилось, что у конкурирующих организаций долгая доставка, вы можете предложить клиентам максимально быструю доставку.

Когда и как часто нужно проводить конкурентный анализ?

Конкурентный анализ предприятия проводят в нескольких случаях:

  • Перед открытием нового бизнеса. Анализ конкурентов поможет составить общее представление о нише и о перспективах вашего запуска. В первую очередь важно оценить количество конкурентов. Если их почти нет, бизнес вряд ли окажется прибыльным. Слишком большое количество конкурентов означает, что придется приложить много усилий для запуска и быть готовым к неудаче. Хотя есть и позитивные примеры для отраслей с высокой конкуренцией: так, когда в Россию пришел Google, 60% пользователей предпочитали браузер от Internet Explorer, но спустя 10 лет Google выбирали 70% пользователей интернета.
  • Чтобы найти идеи для развития бизнеса. Анализ дает возможность увидеть новые, возможно, неочевидные пути развития, изучив, что делают в этом направлении конкуренты. Удачный пример конкурентного анализа для поиска идей — проанализировать запросы клиентов к конкурентам относительно запуска новой продуктовой линейки или доставки в отдаленные районы, и выполнить эти запросы раньше других компаний.
  • Для сохранения уже сложившегося положения на рынке. Собрав данные о действиях конкурентов в текущем моменте, можно понять, куда движется отрасль, и что можно предпринять, чтобы обойти конкурирующие организации.

Поверхностный анализ конкурентов обычно проводят один раз в 3 месяца. Более глубоко деятельность конкурирующих предприятий исследуют раз в 6-12 месяцев. Проводить анализ можно самостоятельно или, если требуется максимально глубокое исследование, привлечь специалистов со стороны.


Курсы директора по маркетингу
Международный диплом. Скидка 50%
  • Онлайн-обучение от 3 месяцев
  • Программа 2024 года. Преподают эксперты
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
Курсы директора по маркетингу

Чек-лист: этапы конкурентного анализа

План проведения конкурентного анализа:

  • Определиться с целью исследования. Например: составить представление о нише перед запуском, назначить цену товаров или услуг, найти идеи для развития бизнеса.
  • Выбрать конкурентов для исследования. Можно остановиться только на самых ярких конкурентах: с самыми низкими ценами, с максимумом положительных отзывов, со значительной долей на рынке и пр.
  • Собрать информацию о конкурентах, выбрав подходящий метод анализа.
  • Структурировать информацию по выбранным критериям (цены, аудитория, позиционирование и пр.), проанализировать данные, принять решение о возможных изменениях в бизнесе.

Методы анализа деятельности конкурентов

Метод выбора конкурентного анализа зависит от поставленной цели:

SWOT — для определения ключевых возможностей конкурентов и возможностей собственного бизнеса. Чтобы сохранить объективный подход, анализ по методу SWOT проводят внешние специалисты. В рамках SWOT исследуют 4 главных показателя:

  • сильные стороны;
  • слабые места;
  • возможности;
  • угрозы.

Метод Портера — для формирования стратегии долгосрочного развития. В модели конкурентного анализа Портера исследуются 5 параметров бизнеса:

  • влияние поставщиков (например, если поставщиков мало, это может затруднить выход на рынок);
  • потребности клиентов;
  • влияние прямых конкурентов (предлагающих идентичную продукцию);
  • риск появления новых конкурентов;
  • вероятность появления заменителей (товаров и услуг, которые смогут заменить существующий бизнес).

SPACE-анализ — для оценки текущего положения бизнеса. Проводится по 4 показателям:

  • полная оценка финансового положения организации;
  • конкурентные преимущества бизнеса;
  • оценка потенциала бизнеса;
  • стабильность отрасли.

Регулярный анализ конкурентов помогает понимать движения на рынке. Исследуя деятельность конкурентов, можно принимать важные решения для развития бизнеса: например, решение о запуске нового продукта, изменении цен, новых рекламных кампаниях.

Курсы директора по маркетингу
Международный диплом. Скидка 50%
Подробнее
Курсы директора по маркетингу

Заявка на консультацию
по программам обучения

Курсы директора по маркетингу
Международный диплом. Скидка 50%
  • Программа 2024 года. Преподают эксперты
  • Онлайн-обучение от 3 месяцев
  • Практика и разбор бизнес-кейсов
Курсы директора по маркетингу