ГлавнаяБаза знаний CBSКонкурентный анализ рынка: как его проводить и чем он полезен бизнесу?

Конкурентный анализ рынка: как его проводить и чем он полезен бизнесу?

Рассказываем, зачем и как исследовать деятельность конкурирующих организаций
Конкурентный анализ рынка: как его проводить и чем он полезен бизнесу?

Зачем нужно анализировать работу конкурентов? Какие методы для анализа конкурентов эффективны? Рассказываем, зачем исследовать деятельность конкурирующих организаций и как это сделать, чтобы достичь главной цели — правильно выбрать стратегию развития собственного бизнеса.

Статья ответит на главные вопросы о конкурентном анализе:

Что такое конкурентный анализ и зачем нужно изучать конкурентов?

Конкурентный анализ — это действия, благодаря которым вы сможете понять, что, кому, и с помощью чего продают ваши действующие или потенциальные конкуренты. Конкурентный анализ компании нужен для достижения следующих целей:

  • Собрать сведения, которые помогут получить представление о нише в целом.
  • Узнать о сильных и слабых сторонах конкурентов.
  • На основе полученных данных отстроиться от конкурентов, чтобы не слиться с однотипными предложениями.
  • Определить слабые места, характерные для большинства конкурентов. В своем бизнесе вы можете устранить эти слабые места: например, если выяснилось, что у конкурирующих организаций долгая доставка, вы можете предложить клиентам максимально быструю доставку.

Когда и как часто нужно проводить конкурентный анализ?

Конкурентный анализ предприятия проводят в нескольких случаях:

  • Перед открытием нового бизнеса. Анализ конкурентов поможет составить общее представление о нише и о перспективах вашего запуска. В первую очередь важно оценить количество конкурентов. Если их почти нет, бизнес вряд ли окажется прибыльным. Слишком большое количество конкурентов означает, что придется приложить много усилий для запуска и быть готовым к неудаче. Хотя есть и позитивные примеры для отраслей с высокой конкуренцией: так, когда в Россию пришел Google, 60% пользователей предпочитали браузер от Internet Explorer, но спустя 10 лет Google выбирали 70% пользователей интернета.
  • Чтобы найти идеи для развития бизнеса. Анализ дает возможность увидеть новые, возможно, неочевидные пути развития, изучив, что делают в этом направлении конкуренты. Удачный пример конкурентного анализа для поиска идей — проанализировать запросы клиентов к конкурентам относительно запуска новой продуктовой линейки или доставки в отдаленные районы, и выполнить эти запросы раньше других компаний.
  • Для сохранения уже сложившегося положения на рынке. Собрав данные о действиях конкурентов в текущем моменте, можно понять, куда движется отрасль, и что можно предпринять, чтобы обойти конкурирующие организации.

Поверхностный анализ конкурентов обычно проводят один раз в 3 месяца. Более глубоко деятельность конкурирующих предприятий исследуют раз в 6-12 месяцев. Проводить анализ можно самостоятельно или, если требуется максимально глубокое исследование, привлечь специалистов со стороны.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Чек-лист: этапы конкурентного анализа

План проведения конкурентного анализа:

  • Определиться с целью исследования. Например: составить представление о нише перед запуском, назначить цену товаров или услуг, найти идеи для развития бизнеса.
  • Выбрать конкурентов для исследования. Можно остановиться только на самых ярких конкурентах: с самыми низкими ценами, с максимумом положительных отзывов, со значительной долей на рынке и пр.
  • Собрать информацию о конкурентах, выбрав подходящий метод анализа.
  • Структурировать информацию по выбранным критериям (цены, аудитория, позиционирование и пр.), проанализировать данные, принять решение о возможных изменениях в бизнесе.

Методы анализа деятельности конкурентов

Метод выбора конкурентного анализа зависит от поставленной цели:

SWOT — для определения ключевых возможностей конкурентов и возможностей собственного бизнеса. Чтобы сохранить объективный подход, анализ по методу SWOT проводят внешние специалисты. В рамках SWOT исследуют 4 главных показателя:

  • сильные стороны;
  • слабые места;
  • возможности;
  • угрозы.

Метод Портера — для формирования стратегии долгосрочного развития. В модели конкурентного анализа Портера исследуются 5 параметров бизнеса:

  • влияние поставщиков (например, если поставщиков мало, это может затруднить выход на рынок);
  • потребности клиентов;
  • влияние прямых конкурентов (предлагающих идентичную продукцию);
  • риск появления новых конкурентов;
  • вероятность появления заменителей (товаров и услуг, которые смогут заменить существующий бизнес).

SPACE-анализ — для оценки текущего положения бизнеса. Проводится по 4 показателям:

  • полная оценка финансового положения организации;
  • конкурентные преимущества бизнеса;
  • оценка потенциала бизнеса;
  • стабильность отрасли.

Регулярный анализ конкурентов помогает понимать движения на рынке. Исследуя деятельность конкурентов, можно принимать важные решения для развития бизнеса: например, решение о запуске нового продукта, изменении цен, новых рекламных кампаниях.

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Маркетинг?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS

Хотите получать статьи по теме Маркетинг?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School